Методы оценки бизнеса

Оценка бизнеса помогает узнать его рыночную цену применимо к конкретному периоду. Процедура позволяет привлечь инвесторов, грамотно принимать управленческие решения, узнать об эффективности компании, покупать и продавать активы без риска. С помощью результатов оценки можно обосновать судебный иск и выполнить реструктуризацию фирмы.

Для кого необходима процедура

Предприниматель

Оценивание создает точное представление о результатах работы, преимуществах, сильных/слабых сторонах организации и прогнозирует развитие своего дела в будущем.

Инвестор

Узнает надежна и стабильна ли фирма, есть ли предпосылки для роста. Примет объективное решение о вложении капиталов.

Покупатель

Получит полную информацию о стоимости организации на основе ценности материальных и нематериальных активов.

Какие показатели оцениваются

Оценка бизнеса профессиональной консалтинговой компанией Аик-консалтинг предполагает учет нескольких факторов его деятельности:

Методы оценки

Оценивание фирмы предполагает использование глубокого аналитического подхода, основанного на корректных и проверенных методах.

Доходный

Используетcя при подсчете доходы предприятия, которые непосредственно влияют на ее итоговую стоимость. Оценщик рассчитывает размер дохода, который в будущем получит владелец в случае успешной работы компании или при ее продаже при наличии существующих риск-факторов. Востребован перед продажей фирмы или при желании запустить новые инвестиционные проекты.

Затратный

Стоимость устанавливается на основе ее расходов. Метод демонстрирует финансовое положение предпринимателя. Используется для оценивания фирм, не имеющих стабильного дохода или работающих короткое время. Эксперт рассчитывает сколько стоит каждый вид имущества, суммирует значения, а затем вычитает из них величину денежных обязательств.

Сравнительный

Эксперт учитывает сведения о других компаниях, которые похожи на оцениваемую. В таком случае результат процедуры во многом зависит от точности данных по конкурентам. Наименее популярный способ из-за сложности поиска организации, расположенной в том же городе, близкой по размеру, роду деятельности, и иным параметрам.

Альтернативные методики

Существуют методики оценивания, которые подходят для отдельных категорий предприятий.

Чистых активов

Применяется для крупных фирм с большим массивом имущества. Расчет основан на балансовых показателях, зафиксированных в бухгалтерской документации. Не подходит для оценки нематериальных активов (например, интеллектуальной собственности), но считается достаточно прозрачным методом.

Мультипликаторов и коэффициентов

Подходит для крупных предприятий с небольшими активами. Предполагает оценивание их стратегической стоимости, принимая во внимание потенциала развития. Используются мультипликаторы (коэффициенты), позволяющие сравнивать разные величины. Например, соотношение рыночной цены и разных финансовых параметров. Высокие коэффициенты свидетельствуют о переоценке фирмы.

Дисконтированных денежных потоков

Применяется для стартапов, отличающихся динамичным ростом. За основу расчета берется произведение чистой прибыли и величины амортизационных отчислений. При этом учитываются риски конкретного стартапа. Из-за невозможности точно предположить объем выручки цена таких фирм нередко бывает завышенной.

Корректировка результатов

Если стоимость предприятия не оправдала ожидания можно увеличить ее посредством некоторых видов оптимизаций — подобрать более подходящий режим налогообложения или уменьшить долговые обременения. Это позволит избавиться от слабых мест и сделает бизнес более привлекательным.